«Худшей аварией для меня был Диего». Почему Фрида Кало изменяла Диего Ривере с женщинами

Удивительная вещь! Всю жизнь художница-мексиканка Фрида Кало работы продавала за малые деньги или дарила.

Но в 2016 году на торгах аукциона Christie’s в Нью-Йорке такой подарок Фриды – ее небольшая картина (размером 25 см × 30,5 см) была продана за 8 миллионов долларов: рекорд для произведений художников Латинской Америки!

Это даже не холст, а масло на металле. Фрида Кало написала этюд в 1939 году для для подарка мексиканской кинозвезде Долорес дел Рио, с которой художницу связывала больше чем дружба, и первоначально назвала «Сама Земля» («The Earth Itself»).

Потом к картине «прилипли» еще названия: «Моя медсестра и я» (или «Моя няня и я»), а на аукционе она была выставлена как «Земля, две обнаженные в лесу».

Two_women_in_a_Forest_Kahlo_1939
Эта картина продана за 8 миллионов долларов.

Для классики или стиля сюрреализма (в котором написана «Земля») ее сюжет обычен. Но не для Фриды – с ее уродливыми сценами боли, страданий, душевных и физических мук почти во всех жанровых полотнах. На картине у девушек в лесу странный для Фриды покой – в отличие, к примеру, от знаменитой «Сломанной колонны» и мейнстрима ее живописи, где оптимизм, пессимизм и страдание переплелись и идут рука об руку.

Про свою живопись Фрида Кало говорила: «Моя картина несет в себе послание боли» – и это применимо к большинству ее работ.

kolonna
«Сломанная колонна». 1944.

Впрочем, знаменитой Фриду Кало сделали, пожалуй, автопортреты (их 55 – из созданных ей 143-х картин), тоже неожиданные и предельно откровенные, но тут меньше кошмаров тела и трагизм в них больше в выражении глаз, в чертах лица, в ярких цветах и экзотических животных вокруг нее.

self-portrait-with-necklace-of-thorn
Автопортрет с терновым ожерельем и колибри, 1940. Фрагмент.

На выставке Фриды Кало в Москве я сфотографировал ее корсет, верней один из корсетов, которые она носила всю жизнь с той самой поры, как автобус, на котором она ехала в 1925 году, врезался и в трамвай – и обрёк покалеченную Фриду на корсеты, операции, коррекцию костной системы, хромоту, бесконечные боли…

korset-na-vystavke
Корсет Фриды Кало на выставке в московском «Манеже». 2019. Фото автора.

Она разрисовывала эти свои корсеты, как картины, они были ее близкими друзьями до самого последнего дня. Как левак, близкий к местному коммунистическому движению, Фрида рисует на корсетах красные звезды, советский серп и молот, бабочек, цветы.

korset
Фотография Фриды Кало, с зеркалом расписывающей свой корсет.

Но авария с автобусом (так она считала) была для нее, вышедшей в 1929 году замуж за классика мексиканской живописи Диего Риверу, не самой большой трагедией в жизни. Про их страстную любовь, про их развод и повторный брак, про бесконечные измены Диего написаны тонны статей и книг.

Измученная еще и болью от душевных ран, которые ей то и дело наносил любимый человек, Фрида Кало пишет: «В моей жизни было две великих аварии. Один был тележкой, а другой – Диего. Диего был явно худшим».

Трудно понять, почему любит женщина. Но еще трудней понять такую необычную женщину с такой судьбой и такой цепью страданий. Муж Фриды Кало Диего Ривера не был красавцем: сам себя рисовал в виде толстобрюхой лягушки, за глаза его звали «людоедом». Их брачный союз иногда образно называют «брак голубки и слона».

foto-frida-i-rivera
Вот так выглядели «голубка» и «слон».

Но, наверное, для нее – это очень смелое предположение – имели значение знаменитость и масштабность фигуры мужчины: он должен был превосходить ее, что видно даже по тому, как она изображала себя рядом с этим «слоном»:

frieda-and-diego-rivera
Фрида и Диего Ривера. 1931 год. Таким гигантом мужа Фриды Кало мы видим на ее картине.

В ответ на бесконечных любовниц и мимолетных женщин Риверы, страдающая Фрида Кало заводит роман с бежавшим из России Львом Троцким, которому дали приют в 1937 году Фрида и Диего Ривера, поселив в ее родительском «голубом доме». В немалой степени Фрида пошла на этот шаг потому, что вокруг говорили об исполинской фигуре Троцкого и сам Диего Ривера им восхищался.

s-Trotskim
Фрида Кало (в центре) с Львом Троцким и его супругой.

Впрочем, престарелого Троцкого Фрида быстро бросила – он ей наскучил и вблизи не выглядел тем великим вождем революции, которым его считали другие.

Она обедала с Троцким в своем «голубом доме» и смеялась вместе со всеми, когда за столом он называл посредственностью Сталина. Но через несколько лет после убийства Льва Троцкого советским агентом, Фрида пишет в 1954 году свой автопортрет с тираном Иосифом Сталиным.

so-Stalinym
Автопортрет со Сталиным. 1954.

У Фриды Кало в ответ на измены мужа были романы с мужчинами, были алкоголизм, стремление уйти от боли и страданий наркотическими инъекциями – много ли чего было, чтобы забыться.

Но в духовном плане ее отношения с мужчинами в тот период жизни потерпели крах – в знак отречения от Диего она отрезала свои волосы, которые ему так нравились, и наделал мужской костюм.

obrezala-volosy
Автопортрет с короткой стрижкой.

В этот период она попыталась «заковать в корсет» свою душу, свое «я» – в страданиях пишет те проникновенные автопортреты, которые стали шедеврами мировой живописи – и которые феминистки всего мира стали считать своими иконами. Возможно, сама Фрида Кало работы свои считала манифестами.

Обстоятельства жизни – боль физическая и боль душевная – сделали ее навсегда раненым оленем. И образ раненого оленя – один из наиболее впечатляющих в мировом искусстве: эти торчащие из тела оленя стрелы словно воткнуты в сердце Фриды Кало.

oto-raneniy-olen-rotated
«Фрида — раненый олень». Фото автора с выставки в московском «Манеже».

И тут мы возвращаемся к картине «Земля, две обнаженные в лесу» и символике этой картины (кстати, ее сюжет был повторен Фридой маленьким фрагментом в картине «Что дала мне вода».1938).

В нелегкий для Фриды период измен мужа ее тихой гаванью, противостоящей мужскому началу, становятся женщины – свою бисексуальность Фрида Кало уже не скрывает от Диего. Биографы Фриды писали, что в отместку за его «девок» она завела роман с женой одного из помощников мужа Кристиной Гастингс.

Как ни странно, но многочисленные искусствоведы и почитатели Фриды Кало – так внимательные к автопортретам художницы – проходят мимо такого знакового явления, как женские портреты в творчестве мексиканки.

Эти женские образы несут умиротворение, которого так не хватает Фриде из-за болезней, травм, измен мужа, ударов судьбы. Посмотрите, какие красивые и спокойные лица у этих женских портретов без трагизма и надломленности, какой лиризм в женской красоте.

Но это ведь тоже кисть Фриды Кало! Но кисть не мятежная, не «бесноватая», кисть лирическая и задумчивая. И местами нежная.

С 1929 года Фрида больше не написала ни одного портрета своей сестры Кристины, поскольку та ( не посчитавшись с ней, старшей сестрой) не устояла и дала себя соблазнить любвиобильному толстяку Диего Ривера.

portrait-of-cristina-my-sister
«Портрет Кристины, моей сестры,». 1928.

А неизвестную женщину на холсте, который называют «Портрет женщины в белом», прекрасную и гармоничную, многие считают одной из любовных связей Фриды – ведь именно такая женская умиротворенность и яркая красота привлекала художницу. Наверное, Фрида Кало работы над такими образами превращала в праздник души.

portret-v-belom
Портрет женщины в белом

Процитирую источники, гадающие о «Портрете женщины в белом»:

tsitata-v-belom

По-своему замечателен и портрет Наташи Гельман (1943), эмигрантки из Чехословакии, которая была моделью и другом для Фриды Кало. Судя по всему, Наташа была очень благополучным человеком – ее муж Жак, уроженец России, разбогател в Мексике на комедийных фильмах. Семейная пара была известными коллекционерами мексиканского искусства, сама Наташе Гельман, в отличие от быстро сгоревшей Фриды, спокойно дожила до 1998 года.

portrait-of-natasha-gelman
Портрет Наташи Гельман. 1943.

Как мы видим, у тревожной и страдающей Фриды Кало в ее творчестве была и «спокойная река» – и эта река ее женские портреты. Возможно, эта бисексуальность и тяга к жизнеутверждающим женским образам помогали выживать художнице, творчество которой сейчас известно во всем мире.

Великой мексиканке удалось продать за небольшие деньги немногие из своих работ. Зато сейчас картины Фриды Кало (она ушла из жизни в 1954 году в 47-летнем возрасте) оценивают в сотни тысяч долларов. В мае 2006 года один из ее автопортретов продали за 5,6 млн долларов США – но спустя 10 лет ее девушки в лесу (картина «Земля, две обнаженные в лесу», с которой начат наш рассказ) перекрыла и этот рекорд.

ochered-v-manezh
Очередь москвичей и гостей столицы на выставку картин и произведений Фриды Кало и Диего Риверы. 2019 год. Фото автора.

Привезенная в московский ЦВЗ «Манеж» выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы в период с 21.12.2018 г. по 12.03.2019 г. собрала тысячи зрителей.

Мы же лишь краешком коснулись нелегкой судьбы и творческого пути Фриды Кало.  Которая любила СССР, любила русский народ и рисовала красную звезду на корсетах. Фрида Кало работы свои считала обезболивающим лекарством. Но они донесли до нас ее боль и ее душу.

Друзья, заходите на сайт «Визуалочка» за новыми сюжетами!

  1. S. Статья автора публиковалась на его канале в Яндекс.Дзен (см. Источник).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПРО ФРИДУ КАЛО:

«Как я искал «цыганку» работы Фриды Кало, а муж Фриды Кало – Диего Ривера был «вне подозрений»

tsyganka

Рекламный блок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку и принимаю политику конфиденциальности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: