«Она была красавицей, но поэта не любила». 6 портретов жены Пушкина Натальи Гончаровой

Здравствуйте, читатели! В пушкинские времена, когда фотографий не было, их роль выполняли портреты, написанные живописцами. Поэтому мы обратим внимание на портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой, любимой женщины Александра Сергеевича, великого русского поэта.

Верней мы рассмотрим, как изменялся облик красавицы, из-за которой состоялась роковая дуэль на Черной речке и поэт пал от руки Дантеса, убийцы Пушкина.

Справедливости ради скажем: с развитием фотографии в начале 1860-х годов  появилось и  фото жены Пушкина Натальи Гончаровой – тогда уже носившей фамилию Ланская, но это уже перед ее кончиной в 1863 году.

Итак, мы рассмотрим 6 прижизненных портретов женщины, вокруг которой не утихают споры ее защитников и обвинителей.

Отметим главное: Наталья Гончарова была красавицей. Известно высказывание Пушкина, что или он женится на ней, или никогда и ни на ком не женится.

Natalia Pushkina by Brullov

Это, пожалуй, самый известный и самый важный портрет Н. Н. Пушкиной кисти художника А. П. Брюллова, написан примерно в 1831-1832 годы. Здесь уже Гончарова Наталья жена Пушкина, ей 19-20 лет.

Поэт знал толк в женщинах, жене он посвящал стихи. По Натали, кстати, вздыхали многие. Царь Николай I – любивший красоваться бравой фигурой и превосходной посадкой на коне – по два-три раза в день скакал мимо окон Натальи Николаевны: знал, что она не могла его не заметить.

О Дантесе, волоките и виновнике гибели Пушкина на дуэли, мы вообще можем не говорить: он просто прилип к ней.

Тут важно понять: жена поэта Наталья Гончарова притягивала мужчин – как бабочек и мошек притягивает горящая свеча. А в пламени свечи, как известно, летящие на свет сгорают.

Сгорел и Пушкин.

Но вот оказия. Пушкина Наталья Гончарова не любила. Вокруг нее и ее причастности к закату «солнца русской поэзии» (после дуэли с Дантесом на Черной речке) много копий поломано. Но солнцем Пушкин был лишь для целого света.

А она вышла за него замуж, пожалуй, из-за того, что Пушкин был безмерно знаменит. Кто-то из историков видел в архиве визитную карточку Пушкина: там было лишь одно слово: «Пушкин». И ничего никому не нужно было больше объяснять.

Но у Гончаровых к нему отношение было двоякое. Маменька Натальи – тоже Наталья, но Наталья Ивановна, урождённая Загряжская – не хотела долгое время выдавать дочь за «неблагонадежного вольнодумца» и картежника. Пушкин страдал, пытался исправить репутацию. В 1830 году он писал в письме шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя…»

Maman-Zagryazhskaya-Goncharova
Потрет матери — Н. И. Гончарова. 1800-е годы. Неизвестный художник.

Тут надо сказать, что и мать Натали Гончаровой — Наталья Ивановна всегда отличалась незаурядной красотой. Думается, что немало мужчин предпочли бы именно ее с безумными, как глубокий омут, глазами и внутренним миром, а не ее дочь (жену поэта), про которую Цветаева потом язвительно напишет (цитирую Википедию): «Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч».

Сумасшедшинка в глазах будущей тещи А. С. Пушкина, конечно, большая вольность и метафора автора по отношению к ее прекрасному портрету. Но для понятия о семье Гончаровых процитирую фрагмент интервью со знатоком пушкинской биографии проф. Р. Г. Назировым, более развернутые отрывки из которого пойдут ниже:

Citata o semye

В конце концов, маман соблаговолила, смягчилась к Пушкину. Да и будущая невеста Наталья Николаевна Гончарова вдруг стала давать поэту намеки, что его хотят видеть. Он помчался свататься, заложил для женитьбы деревню Кистенёвку, которую подарил отец, поскольку Гончарова была бесприданницей.

Pushkin_Alexander_by_Sokolov_P..
А. С. Пушкин. 1836 год — за год до дуэли с Дантесом. Акварель П. Ф. Соколова.

Что подвигло Наталью Гончарову дать согласие на замужество? Наверное, тут много причин – возможно, тщеславие (стать женой первого поэта России), или житейский расчет, или хорошее отношение к Александру Сергеевичу Пушкину – но об этом пусть «пушкинисты» гадают.

Любви вот не было. Тут на автора сих строк – да как вы смеете! – яростной ордой накинутся историки и литературоведы, отстаивающие (в отличие от мазавших дёгтем образ Натальи Гончаровой очернителей) светлый идеал жены поэта: раз Наталья жена Пушкина, так это святое.

Но автор больше доверяет безвременно ушедшему от нас знатоку творчества Пушкина – профессору, заведовавшему кафедрой русской литературы, Р. Г. Назирову, диктофонную запись беседы с которым о Наталье Гончаровой и убийце Пушкина Дантесе автор сделал в свое время и хранит у себя (это, кстати, публиковалось в одной из газет):

Citata-Nazirova-o-sopernike-Dantese

Наталья Николаевна Гончарова и после Пушкина сумела устроить свою судьбу. Как не устроить, когда весь светский Петербург говорил об ее красоте. Процитирую опять пушкиниста-профессора Р. Г. Назирова:

Citata-Nazirova-o-Dantese

Любила ли она своего следующего мужа – генерала П. П. Ланского, мы не знаем. Но она вышла за него замуж, составила ему партию и карьеру. И в нашей подборке только верхний портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой написан при жизни великого поэта. Потом ее лик писал художник-портретист Владимир Гау, академик Императорской Академии художеств, придворный живописец.

N.Goncharova_by_Hau
Н. Н. Пушкина. 1843. Портрет работы В. И. Гау.

На портретах Владимира Гау 1843 и 1844 годов Натали еще Н. Н. Пушкина, носит знаменитую фамилию, известную всей России.

Gau-portret-goncharovoj
Н. Н. Пушкина. 1844. Акварель художника В. И. Гау.

А 1849 году на портретах В. И. Гау и другого художника И. К. Макарова мы видим уже не Пушкину, а красавицу Н. Н. Ланскую. Снявшую с себе фамилию знаменитого поэта Пушкина, как меховую накидку со своих прекрасных плеч.

Natalia_Goncharova_by_V.Hau_1849
В. И. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1849. Фрагмент альбома лейб-гвардии Конного полка.

На всех портретах прижизненных она недурна. Красивая. Ухоженная. Со спокойной красотой замужней дамы, у которой все устоялось и все бури позади. Видимо, от былых страстей уже не осталось следа, душевные раны залечены, мы видим перед собой зрелую и прекрасную в своей зрелости женщину. Вглядитесь в ее черты.

Lanskaya-Makarov_1849
И. К. Макаров (?). Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849. Ранее приписывался Т. А. Неффу и датировался 1856 годом.

Портреты эти не являются шедеврами живописи, но тоже недурственны.

Только по портретам Натальи Гончаровой мы можем судить о том, как выглядела женщина, которая при жизни была и Пушкиной, и Ланской, идеал самого главного русского поэта А. С. Пушкина.

Ivan_Makarov_-_Natalia_Nikolaevna_Pushkina-Lanskaya_1849
Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851 года.

Но исследователям особенно важен и многое говорит самый ранний портрет жены Пушкина Натальи Гончаровой – выполненный еще при жизни Александра Сергеевича. С которого мы и начали наш рассказ.

Портреты и даны нами в хронологическом порядке – как летопись жизни красавицы с равнодушным к поэту сердцем, но, возможно, обыкновенным сердцем женщины.

Друзья, заходите на сайт «Визуалочка» за новыми историями!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Портреты Натальи Гончаровой и Пушкина в живописи»: она, Пушкин, царь и Дантес.

P. S. Ранее статья автора публиковалась на его канале в Яндекс.Дзен (см. Источник).

Внимание *Внимание *Внимание *Внимание *Внимание *Внимание МАСТЕРСКАЯ ИНТЕРВЬЮ И БИОГРАФИЙ. ТЕМЫ ОБСУЖДАЮТСЯ. Письма и контакты на почте: na-sokrate@yandex.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку и принимаю политику конфиденциальности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: