Наш сегодняшний сюжет: покорившие всех в фильме «Человек-амфибия» картинки ярких подводных съемок и, конечно, очаровательно-юная актриса Анастасия Вертинская, в которой все отмечали неземную красоту.
В фильме «Человек-амфибия» герои впервые в мировом кинематографе играли свои роли под водой. Да как играли! Один знаток-критик не сдержал эмоций: «В подводных съемках Анастасия Вертинская очень красиво утонула».
Да красиво утонуть надо уметь! Да еще стать при этом чуть не идолом для миллионов зрителей. Тут ключевое слово – красота. А красота женщины иногда дороже жизни.
«Вместо меня она сниматься не будет!»
Вы знаете, что одна из красивейших актрис советского кино Анастасия Вертинская до смерти боялась нырять в море в фильме «Человек-амфибия» (1961 год, СССР).
Тогда ей для подводных сцен привели дублершу-пловчиху, мастера спорта по подводному плаванию, тренера боевых дельфинов.
Но вы же знаете женщин! Красавица с фигурой, по которой потом вздыхали все мужчины Советского Союза, 17-летняя Анастасия Вертинская, увидев дублершу, сказала: «Вместо меня она сниматься не будет, лучше я утону!». Так во всяком случае рассказал ее партнер Владимир Коренев, игравший роль Ихтиандра.

Успех фильма был колоссальный, в первый же год его посмотрели 65 миллионов зрителей – про это писали тысячу раз. И принесли успех фильму «Человек-амфибия» герои его сюжета, самая красивая пара советского кино: Коренев-Ихтиандр – и, конечно же, Настя.

Два романтика и юная реалистка
Но не писали ничего про то, что в первых киноролях Анастасия Вертинская играла романтических героинь (Ассоль в «Алых парусах» и Гуттиэре в «Человеке-амфибии»), отнюдь не близких ей по характеру.
Но настоящим романтиком был ее отец – великий артист и певец Александр Вертинский, который после эмиграции и скитаний по миру вернулся в Советскую Россию из Шанхая в 1943 году.

Вот Александр Вертинский был тем романтиком, который бредил по южным морям (о них сюжет к/ф «Человек-амфибия»), экзотическим тропическим странам, его душа стенала об этом в песнях:
Это его романтическое «Танго «Магнолии», одно из лучших! Влюбчивый артист Александр Вертинский, кумир женщин, от песен которого сходили с ума дамы, не хотел менять жизнь артиста и вечного любовника поклонниц на семейный быт. О чем и пел в своих шлягерах:
Девчонки – старшая Марина Вертинская, родившаяся в Шанхае, и младшая Настя Вертинская, родившаяся в московской гостинице «Метрополь», – действительно залезли в его жизнь. Ревновали друг друга к отцу, были соперницами в жизни как две красавицы-актирисы – но…
Именно младшей Анастасии (девочке отнюдь не романтического склада) было суждено исполнить главную роль в том «бананово-лимонном Сингапуре» – верней, в Буэнос-Айресе, где происходит действие романа писателя фантаста Александра Беляева.
(На деле в фильме «Человек-амфибия» картинки «Буэнос-Айреса» были отсняты в Баку, а подводные съемки велись в Крыму, а не в Саграссовом море. Ред).
Беляев, которого считают «русским Жулем Верном», был не менее отчаянным романтиком, чем скитавшийся по миру шансонье Александр Вертинский. Закованный в гипс из-за болезни позвоночника, Александр Беляев восполнял мечты в ярких фантазиях и написал эту южную сказку – про далекую тропическую страну, где красивые хорошие люди – Ихтиандр, Гуттиэре, их друзья – противостоят отъявленным негодяям.

Негодяй Педро Зурита — хозяин шхуны «Медуза», хочет купить красоту Гуттиэре и всеми правдами и неправдами добивается, что бы она вышла за него замуж, хотя она влюбилась в Ихтиандра, человека с пересаженными жабрами молодой акулы (отсюда и название романа Александра Беляева «Человек-амфибия», перекочевавшее в фильм).

Вы только посмотрите, какого красивого негодяя Педро Зуриту играет артист Михаил Казаков – и как отвергает его приставания красавица Гуттиэре (Анастасия Вертинская).

Но наш рассказ не о романтической сюжете, а о том, как мечты о тропическом рае двух людей – своего отца и писателя Алесандра Беляева – воплотила Анастасия Вертинская.
«Лучше лежать на дне, в синей прохладной мгле…» – так пелось в шлягере фильма
До «Человека-амфибии» 15-летняяя Настя уже погремела в роли романтической девушки Ассоль в фильме «Алые паруса» по роману Александра Грина.

Но как писала потом «Википедия»: «Образ Ассоль, которая мечтает о прекрасном принце и встречает его под алыми парусами, был, по словам Вертинской, чужд ей: «Я – противоположность этой девочки: никогда не ждала никаких принцев, и вообще Алые паруса ко мне не приплывали»,
В новом фильме Насте предстояло испытание: по сюжету после нападения акулы ее героиня Гуттиэре должна была «красиво тонуть» и лечь на дно.
Эпизоды на дне моря были завязкой фильма: лежавшую на дне Настю – Гуттиэре спасает подводный человек Ихтиандр, ножом сразивший акулу, – он выносит потерявшую сознание девушку к лодке на волнах (но в той лодке будет злодей Зурита, выдавший потом себя за спасителя Гуттиэре).

Вот героиня фильма Гуттиэре легла на морское дно. Без воздуха, в холодной воде, Анастасия Вертинская терпела холод и нехватку кислорода. 17-летней актрисе пришлось играть потерявшую сознание девушку, не шевелиться на морском дне и замереть. При съемке операторы кино требовали от Насти не выпускать изо рта пузыри воздуха.
Весь мир потом восхищался красивыми подводными съемками фильма «Человек-амфибия» – до них под водой еще никто не снимал фильмов. Американцы, которые отказались от экранизации романа Александра Беляева из-за трудности подводных съемок, злословили: у русских ничего не получится.
Как снимались в фильме «Человек-амфибия» герои, как их страховала киногруппа и аквалангисты, писали сто раз. Но 17 летней Насте – отказавшейся от дублера – для нелегкой подводной съемки потребовалось собрать в кулачок все силы души. Вы попробуйте, окунувшись в ванну, не дышать с минуту, чтобы представить себе физическое состояние человека под водой.
И вот она, преодолев страх, нырнула в море сама. При подводных съемках девушке давали подышать воздухом из запасного акваланга, а затем она отдавала загубник водолазу, уходившему из кадра – и начинались подводные съемки с задержкой дыхания в толще холодной воды.
Кульминационным моментом была сцена, когда «потерявшая сознание» Гуттиэре опускается на морское дно и лежит там без движения. Настю учили для потери плавучести выпускать из себя спасительный воздух, а чтобы она быстрей очутилась на морском дне, сзади трусиков положили 10 килограммов свинца.
Надо подивиться мужеству и артистизму совсем юной Анастасии Вертинской: ее Гуттиэре не просто тонула – а тонула грациозно, мягко ложилась на дно бухты, не пуская пузырей, была изумительно красивой в руках спасавшего ее Ихтиандра.
Мы как раз видим кадры подводной съемки, когда человек-амфибия Ихтиандр спешит на помощь опустившейся на дно девушке.
Кадры фильма создают образ прекрасной Гуттиэре в романтическом подводном мире, полном чудес. На деле за красивыми кадрами были трудные съемки без дыхания и собачий холод моря, от которого на глубине леденело тело.
Анастасия Вертинская и Владимир Коренев были первыми в мире артистами, которые сыграли роли под водой. И именно Настя своей блестящей игрой способствовала тому, что подводные съемки девушек стали определенной фишкой в мировом кинематографе.

Можно только восхищаться Анастасией Вертинской – ни одна кинозвезда не рискнула бы сниматься не в аквариуме, а в море, где опасности настоящие, и жизнь зависит от самообладания и подстраховки водолазов.
Неземная красота – это преступление
Гуттиэре, как мы знаем, была великолепна на дне морском – в красивом желтом купальнике, с красивой фигурой (не зря дублершу прогнала), в окружении водорослей и рыб. Все подводные сцены Настя сыграла сама – как и наземные. Она и в лодке была такой же обворожительно-прекрасной: спасенная фея, которую таившийся от людей Ихтиандр перенес в лодку к напуганному Педро Зурите.
Вот в кадре из фильма негодяй Педро Зурита смотрит в морскую воду, в которой скрылся вынесший красавицу из воды «морской дьявол» Ихтиандр: завязка сюжета, придуманная писателем-фантастом Александром Беляевым, была великолепно разыграна артистами, съемочной группой, водолазами…
Фильм был вообще невероятно красивый – красивая пара (Коренев и Вертинская), красивая любовь двух молодых сердец, красивое южное море. Жаль, что ни один из двух великих романтиков не дожил, чтобы увидеть эту южную киносказку: Александр Беляев умер еще в военном 1942 году, а отец Насти Александр Вертинский – в 1957 году.
Фильм критики изругали за эту красиво показанную «зарубежную жизнь» (было время противостояния СССР и Запада): слишком ярки были в фильме «Человек-амфибия» картинки сиявшей рекламой заграницы, танцев, портовых кабачков, где поют: «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно, там бы пить вино»…
А Насте от критиков досталось и за то, что она в купальнике показывает восхитительную фигуру, меняет наряды, слишком красиво выглядит…
Да и было за что ругать Настю – в ее глазах можно было утонуть. Вспомните песню Валерия Ободзинского:
Молодая Анастасия Вертинская обладала неземной, «марсианской» красотой и такими глазами, что даже критики-ханжи отмечали магию ее завораживающего «инопланетного» взгляда.

Вместо эпилога. Почему полюбилась сказка?
Но история с «Человеком-амфибией», фильмом, сделавшим Анастасию Вертинскую сверхпопулярной в СССР, в чем-то парадоксальна.
Анастасия не считала фильм значимым для нее, называла его (цитируем Википедию) «банальным фильмом под водой по произведению на уровне шлягерной беллетристики» (с чем наверняка не согласился бы певец «бананово-лимонных Сингапуров» Александр Вертинский).
А своими достижениями Анастасия Вертинская считала роль Офелии в шекспировском «Гамлете», более поздние роли в театре и кино.
Так часто бывает: к примеру, Конан Дойл считал своей второстепенной работой «Записки Шерлока Холмса», благодаря которым и вошел в историю литературы.
Но если мы будем спрашивать зрителей, по какой роли им больше всего запомнилась фантастически красивая актриса Анастасия Вертинская, то мало кто вспомнит ее Офелию. Разве что знатоки…
Большинство зрителей помнит Анастасию Вертинскую как прекрасную Гуттиэре в «Человеке-амфибии» – в этой незатейливой красивой сказке, полюбившейся миллионам людей. И считает образ Гуттиэре самой главной ролью актрисы Анастасии Вертинской.
И это парадокс, друзья.
Заходите на «Визуалочку» за новыми интересными сюжетами!
P. S. Статья автора публиковалась на его канале в Яндекс.Дзен (см. Источник).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ В ПРОЕКТЕ «РУСАЛКИ»:
«Белухи ее сделали принцессой китов». Красота риска нагой женщины поражает до глубины души
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ:
Индийские красивые актрисы. Айшвария Рай: «Я не собираюсь постоянно выглядеть красивой»