«Паровозный» дед: почему машинисты паровоза всегда ходили «при полном параде». Что фотографии говорят о «капитанах паровозов»

Друзья, вы любите старые фотографии? Они передают вкус и аромат эпох лучше описаний. Сегодняшняя тема — машинисты паровоза.

paravozniy-ded
Машинист паровоза Л. Н. Новиков и начальник депо К. П. Кондаков у паровоза ФД20-2652.

Вот на фото 1949 года слева от начальника локомотивного депо г. Курган стоит дед – еще из тех старых «паровозников». Борода лопатой. Взгляд с достоинством, медали на груди. Фамилия к снимку указана: Л. Н. Новиков. О  таких дедах, машинистах паровозов, я и хочу рассказать нечто меня тронувшее.

Я был молодым журналистом и делал в ту пору репортаж из кабины электровоза, который тащил 220 осей, или 3500 тонн вагонов с грузом и наливных цистерн по неописуемой красоты железной дороге среди гор Южного Урала и речных долин.

Влетаем, гремя вагонами, под металлическую ферму моста, я спрашиваю, что за река внизу.

— Река Инзер… – отвечают тебе с затяжкой, как бестолковому.

Влетаешь на второй мост и снова видишь под собой реку: Инзер. То же самое на третьем мосту, пятом, шестом – восемь больших мостов на участке, и все через Инзер, возникающий среди гор то слева, то справа.

Вот на этой дороге, когда мы стояли, пропуская встречный состав, рассказал мне о старых годах машинист электровоза с 30-летним стажем В. П. Коновалов:

— В 1957-м, когда всем выпуском пришли в локомотивное депо Дёма, мы работу на электровозе считали за счастье. Четверым отличникам – и мне тоже – преподаватели советовали подать документы в институт. Отказались все, как один: столько ждали своих электровозов – и снова ждать? Как мы их чистили и берегли: все черные рамы снаружи перекрасили в светлый голубой цвет.

— Да ведь на светлом вся гарь видней?

— Зато как красиво было, когда оботрешь машину и тронешься из депо. С голубыми окнами она как ласточка идет!

Я, помнится, спросил у Владимира Петровича – лучшего тогда машиниста по сети железных дорог Союза ССР:

— Так вы, наверно, застали еще старых паровозников – ту гвардию, что воспитал своим движением машинист Петр Кривонос? Сильные, должно быть, были старики?

— Еще бы! – сказал Коновалов с уважением, и лицо его с седыми висками помолодело. – Вся наша выучка от этих стариков и пошла. Это техника их давно устарела и ушла в лом, а вот отношению к работе нам бы и сегодня у них поучиться. В то время машинисты паровоза даже с семьями приходили драить свои паровозы, как за девушками за ними ухаживали. Это сейчас иной малый пригнал электровоз – и скорей из депо. А тогда, глядишь, приехал старый паровозник из рейса и в свободный день из дома собирается: «Схожу-ка в депо, покурю с ребятами!» Так и приходили в выходные – о работе потолковать, помочь кому…

— Уважали, значит, свой труд?

— Еще бы. Мы в молодости на них во все глаза глядели. Ведь каким огромным авторитетом пользовался машинист! Бывало, идет по депо – словно капитан по кораблю: при полном параде и всех знаках различия – в курточке или без формы, как сейчас бывает, его ни в поездке, ни на людях не увидишь. И просто по имени попробуй такого авторитетного машиниста назвать, он к себе большого уважения требовал, главным человеком был.

Chetvero
Новосибирск, 1951год. Машинисты паровоза «ИС» (И. Сталин).
Gruppa-ordenonoscev
Прекрасная послевоенная фотография: машинисты паровозов и помощники машинистов.
Guzel-Galyamova
Машинист паровоза Гулям Гасанова, г. Баку, 1943 год. Фото Евгения Халдея.

— А теперь?

— А нынче, мне кажется, мы уронили престиж: одного машиниста, как мальчишку, при выдаче маршрутных листов окрикнут, другого на собрании осадят: ты, мол, сиди на месте и не суйся, твое дело только ручки на электровозе крутить. А ведь машинист – это ключевая фигура на нашем транспорте.

Ушли те годы, когда был у нас с Коноваловым разговор в пути. Ушли те машинисты паровоза. Прогресс сулит дальнейший уход человека из кабин поездов с полной автоматикой и электронными мозгами.

Лишь старые фотографии рассказывают о времени, когда главным человеком на железной дороге был дед с бородой, что стоит с медалями на снимке 1949-го года.

Не знаю почему, а мне грустно. А вам?

Рекламный блок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку и принимаю политику конфиденциальности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: