«Сукой буду – не забуду этот паровоз…»

На снимке – самая необычная катастрофа: крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года. Вот уж чудеса в решете – столько удивительных обстоятельств, столь необычные фотографии паровоза, который залез на стену. И столь удивительные последствия этого самого необычного железнодорожного ЧП.

pfrovoz-1

Вот представьте себя французом или француженкой конца XIX века, и вам срочно надо поехать в столицу Франции из занюханного Гранвиля, который и известен-то стал лишь после того, как 3 июля 1870 года в этом убогом местечке  открыли железнодорожный вокзал на маршруте Париж — Гранвиль.

И на чем, спрашивается, вы поедете в Париж? На дилижансе с двумя кобылами? На тарантасе? Нет, вы непременно купите билет на экспресс того времени – пассажирский поезд № 56. Чудо современной техники! 12 вагонов! Вы взяли билет, к примеру, в вагон номер три – он следует сразу за двумя багажными вагонами, прицепленными к локомотиву. А значит, первыми влетите на Западный вокзал Парижа, названный Монпарнас.

francuzy.
Вот так выглядели французы в ту пору. Фото: Архив Алинари, Флоренция.

Да это, черт возьми, комфорт и безопасность! Машинист поезда – старый паровозный волк Гийом-Мари Пелерен, водивший паровозы уже 19 лет. На поезде для безопасности есть даже собственный пожарный. Риска вообще никакого – во всяком случае, куда меньше, чем у какой-то продававшей газеты близ вокзала в Париже мадам Мари-Огюстин Агилар, которая в своем газетном киоске зевает и вяжет на спицах носки двум своим сорванцам-мальчуганам…

Скорость и комфорт – поезд № 56, тронувшись с вокзала Гранвиль в 8:45,  домчит вас до Парижа к 15:55 по европейскому времени. Ну, разве что малость опоздает.

131 пассажир, худые и толстые провинциалы, дурные и хорошенькие дамы-француженки, бросили саквояжи и баулы под скамьи и на полки и уютно уселись смотреть в окна поезда. А тот уже – ту-ту! Замелькали столбы и поля, деревья и полустанки, железнодорожные будки, пруды, гуси…

Как пелось в одном куплете:

Паровоз свистит и воет,
Набирает ход,
Гвалт в вагоне и веселье,
Проводник идет.

Словом, ничего не предвещало дурного этому самому совершенному по тем временам пассажирскому поезду № 56 в то самый обычный день 22 октября 1895 года. И Парижу этот день не сулил ничего дурного.

Но на небе кто-то смешал карты – в России бы написали: «Аннушка уже пролила масло». Но Воланда с несмеющимся глазом, который пробормотал бы эти слова разомлевшим в пути пассажирам поезда № 56, во французской глуши не нашлось…

vokzal-Monparnas
Парижский вокзал Монпарнас, на который должен прибыть поезд. 1890. Фото Роджера Виоле.

Меж тем, поезд опаздывал – а железная дорога шла под уклон, так что и масло на рельсы на подъезде к вокзалу Монпарнас Аннушке проливать не пришлось.

Вот на этом уклоне старый паровозный пёс Гийом-Мари Пелерен, видя, что до прибытия поезда на вокзал осталось каких-то 10 минут, нарушил инструкцию и не стал применять тормоза – дабы уложиться в расписание. И как пишут в справках по этому ЧП: «При этом он не уследил за ростом скорости».

О, горе тем, кто отступает от железобетонных параграфов инструкций – даже от малейшего их пункта! Крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года показало это со всей очевидностью.

Тут надо вам сказать, что, помимо машиниста и бригады проводников, на железнодорожном транспорте того времени уже были начальники поездов.

А начальником злополучного поезда № 56 был достаточно опытный Альбер Мариэтт, который ситуацию понял и попытался применить экстренное торможение. Были для таких случаев на поездах «супер-пупер» надежные  воздушные  тормоза Вестингауза, но машинист их отключил по какому-то дурацкому распоряжению начальства. И паровоз без тормозов рвался к своему бесславному и прославившему его на весь мир концу.

А вы, воображаемые пассажир или пассажирка летящего к крушению поезда № 56 еще не забыли, что едете в третьем вагоне от паровоза?

На котором уже запоздали с торможением – за две минуты до прибытия на вокзал Монпарнас машинист Гийом-Мари Пелерен пустил в ход вспомогательный и ручной тормоз – но «поздно Маша пить боржоми». Тормоза уже не смогли остановить локомотив – крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года случилось по всем законам силы, массы, скорости, малости тормозного пути  и еще Бог знает чего.

На скорости 40 км/час бешеный паровоз № 721 (тип 1-2-0) выбил путевой упор и вылетел на перрон старого Западного вокзала (вокзал Монпарнас) и проскочив всю станцию (а это около 30 метров) врезался в переднюю стену толщиной 60 см, проломить которую для такой махины было делом секунды.

В этот миг ужасного толчка и грохота, вы господин воображаемый пассажир из тихого Гранвиля или вы, мисс или мадам, едущие в Париж, пожалели бы, наверное, что не взяли билет в конечный вагон поезда № 56… Бог, правда, вас пожалел: сцепки паровоза с вагонами не выдержали – и пассажирские вагоны, по счастью, остались на перроне.

А бедняга-паровоз на всем скаку стену вокзала выбил и с 10-метровой высоты рухнул на улицу Ренн! С прибытием в Париж, месье и мадам пассажиры! Вот вы и пережили крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года.

Krushenie-poezda-na-vokzale-Monparnas
Судя по фотографии, сделанной парижском фотографом Роджером Виоле, паровоз «прихватил» с собой и багажный вагон. К счастью, лопнувшая сцепка спасла пассажирские вагоны.

Ах, вы еще лежите на полу вагонов, сдавленные упавшими на вас тюками и телами других пассажиров? А от ваших платье уже можно отрывать тряпки? А удары головами, синяки, стресс – ох, на дилижансе с вами такого бы не случилось!

Поднимитесь с колен и отряхнитесь, господа мужчины. Помогите встать женщинам! Уймите их слезы, рыдания и накапайте им капель из баула, если склянка с ними не разбилась при крушении. Ну-ну, смелей! В поезде – вот ведь чудо – все остались живы. Как и положено при ЧП, пострадал пожарный, ранения получили еще четыре человека: паровозная бригада  и два пассажира!

ulitsa-vozle-vokzalf-Monparnas
Улица Ренн, на которую «спрыгнул» паровоз. Фото Роджера Виоле.

Крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года – это, конечно, несуразица, не знающая аналогов. Ее можно было бы назвать крайне благополучной, если бы ни бедняжка мадам Мари-Огюстин Агилар, продавец вечерних газет, которую мы упомянули в начале статьи.

Уж ей-то, казалось, бы ничего не грозило – она тихо вязала и продавала свои газеты на этой самой улице Ренн у стены вокзала, которую протаранил «отвязавшийся» паровоз.

Бедняжка погибла, когда на ее газетный киоск рухнула обвалившаяся кирпичная стена.

Муж мадам Мари-Огюстин Агилар (в этот день должен был торговать газетами он, а жена его подменила) был безутешен:

– Она умерла, погибла на месте. Она вязала, сидя в киоске. И вот я остался один с нашими двумя мальчиками…

Что с того, что Западная железная дорога полностью взяла на себя расходы по похоронам Мари-Огюстин Агилар? И даже назначила пенсию ее осиротевшим детям… Что с того, что машиниста Гийома-Мари Пелерена приговорили к тюремному сроку в два месяца – разве присужденные 50 франков штрафа  родственникам погибшей вернут жизнь продавщице газет? А начальника поезда не посадили, приговорили к штрафу в 25 франков.

Но в деньгах ли дело? Даже вы, воображаемый пассажир или пассажирка, не сочтете справедливостью такую развязку обычного рейса из Гранвиля в Париж»! И хулиганская дворовая песня, которую в российских дворах распевала уличная шпана, не покажется вам очень вульгарной:

Сукой буду — не забуду этот паровоз,
Как поймаю — обломаю, будет без колёс…

Песня была, конечно, не про крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года, про которое шпанистые куплетисты в СССР ничего не знали, а про вора, выкинутого в окно поезда. Но разве это меняет дело.

А вот в Париже в октябре 1895 года про злополучный паровоз знали все. Парижане толпами и поодиночке ходили на улицу Ренн смотреть на крайне необычное зрелище. Да, такого не было за всю историю железных дорог – и такого стечения обстоятельств, пожалуй, уже никогда не будет.

zevaki-na-vokzale-Monparnas
Четыре дня парижане ходили смотреть на упавший паровоз. Фото Роджера Виоле.

Фотографии «вышедшего погулять на парижскую улицу» паровоза пользовались невиданной популярностью. И пользуются до сих пор.

vid-s-drugoy-storony-krushenie-poezda-na-vokzale-Monparnas
Вид на паровоз с другой стороны. Фото Роджера Виоле.

Сказывают, что паровоз со стены вокзала не могли снять четыре дня. Упряжки из полутора десятков лошадей дело не решили, но потом нашли какаю-то мощную лебедку и спустили локомотив вниз.

poziruet-krushenie-poezda-na-vokzale-Monparnas
Вот еще один красавчик позирует на фоне упавшего паровоза. Кому трагедия, а кому хороший снимок.

Только ленивый не написал об этом необычном железнодорожном крушении. Крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года из трагедии превратилось в артефакт.

Фотки рухнувшего со стены паровоза лепили на музыкальные альбомы, на обложки книг. Чрезвычайное происшествие попало в художественную литературу и в кинематограф.

Оно, конечно, того стоило – сейчас эти фотографии являются общественным достоянием. А страшная история про поезд № 56, летящий без тормозов на стену вокзала Монпарнас, до сих пор щекочет нервы слушателям и читателям.

Вокзал Монпарнас, кстати, в 1967 году полностью снесли и на его месте построили новое здание. Но место крушения до сих пор пользуется популярностью у туристов с гидами и даже у тех, кто едет из Парижа в похорошевший и ставший курортом город Гранвиль. Того в какой-то мере прославило это происшествие: крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку и принимаю политику конфиденциальности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: